МБОУ «СОШ № 43» г. Симферополя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Государственная итоговая аттестация

Советы психолога родителям выпускников, сдающих ЕГЭ

Правила подготовки к экзамену.

1.Сначала необходимо определить, к каким экзаменам надо готовиться.

2.Познакомится с КИМ по экзаменационным предметам, а также кодификаторами, и спецификациями (на сайте, в сборниках по подготовке).

3.Составить тематический план по каждому из  предметов (знания и умения по каким разделам понадобятся).

4.Определить, какие темы знакомы хорошо, какие вызывают затруднения, в тематическом плане их выделить.

5.Составить календарный план повторения с точностью до недели (так, чтобы в каждый день недели было известно, чем заниматься).

  1. Когда начинать готовиться? Чем больше времени до экзамена, тем увереннее вы себя чувствуете, тем надежнее усваивается информация.

  2. Основная подготовка должна завершиться за две недели до начала экзаменов.

  3. Один день в неделю должен быть «разгрузочным» – в этот день лучше переключиться на бытовые дела, прогулку, помощь близким.

  4. При подготовке к нескольким экзаменам (обязательным и по выбору) надо заниматься каждым из предметов ежедневно около 1 часа, иначе эффект от подготовки снижается.

 

Для успешной сдачи экзамена важно помнить:

 1). Установка на длительное запоминание обеспечивает условия для лучшего запоминания.

2). Важно отказаться от зубрежки в пользу осмысленного запоминания: понять, установить логику следования излагаемых событий, фактов и т.п., соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них «ключевую фразу», «опорный момент».

3). Лучше два раза прочесть и дважды воспроизвести, чем прочесть пять раз без воспроизведения.

4). Для памяти действует «правило края»: обычно лучше запоминается начало и конец, а середина «выпадает»; повторение эффективно утором и вечером перед сном.

5). Настоящая мать учения –  применение: теоретическую информацию надо сразу использовать при решении заданий.

6). Первое повторение новой информации должно быть через 15 -20 минут. Второе – через 7 -8 часов, третье – через 24 часа.

7). При повторении материала нужно руководствоваться установкой «Мне нужно повторить эту информацию! Я хочу повторить».

 8). Необходимо помнить, что эффективно работать человеческий мозг может 40 – 50 минут. После этого нужно устроить 10 -15 – минутный перерыв: например, съесть яблоко, принять контрастный душ, полить цветы и т.п. НО НЕ ЧИТАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ, И НЕ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР.

9). Организовать рабочее пространство так, чтобы весь рабочий материал был «под рукой» – словари, тетради, учебники. В поле зрения поместите желтый и фиолетовый цвет, эффективность работы будет выше.

10). При заучивании материала делать информационные карточки (размер – четверть листа А4). На карточках указывается только трудная для запоминания информация, например, термин, дата, фамилия.

10). При работе с информацией стирательная резинка/ «штрих» должна быть всегда «под рукой», чтобы исправить, не вставая, не фиксируя факт в памяти.

Как справиться с тревогой

Существуют простые психологические способы, которые можно использовать  при подготовке, перед экзаменом, а также на самом экзамене.

Упражнение «Расслабление рук». Примите удобное положение, положите руки на колени или на стол, закройте глаза, сосредоточьте внимание на руках. Ощутите их тепло, мягкость, тяжесть.

Упражнение «Дыхание на счет». Примите удобное положение, закройте глаза, сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре – выдох. Если выдох стал в два раза дольше, чем вдох – ваш организм расслабился. Обратите внимание, что вы вдыхаете прохладный воздух, а выдыхаете теплый.

Упражнение «Удерживание внимания». Положите перед собой любой предмет: часы, кольцо, ручку и т.п. В течение 3-5 минут старайтесь удерживать внимание только на этом предмете, его деталях (старайтесь не отвлекаться на посторонние звуки, движение вокруг).

Упражнение  «Лимоны». Представьте, что в каждой Вашей руке находятся лимоны. Начните выжимать из них сок. Выжав сок, медленно расслабьте руки и выбросите их.

Упражнение «Черепашка».  Представьте себя черепашкой, которая греется на солнышке.  Вдруг черепашка услышала какие-то звуки и напрягла шею, посмотрела в разные стороны. Затем черепашка успокоилась и расслабилась.

Упражнение «Надувная игрушка». Представьте себя надувной игрушкой. Сначала сдутой. Теперь эту игрушку начали надувать, надули туго-туго, затем она медленно сдулась.

Упражнение «Жмурки». Зажмурьте глаза, чтобы солнце не слепило их. Сильнее, крепче сжимайте веки. Но вот солнце ушло, можно лицо расслабить, открыть глаза.

Упражнение «Муха». Представьте, что вам на лицо села муха и вам без помощи рук надо ее прогнать. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его, напрягите все мышцы лица. Теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя разливается по вашему лицу.

Упражнение «Стряхни!». Вспомните, как собака стряхивает с себя воду и,  если позволяет обстановка, стряхните с себя страхи, волнение. Глубоко вдохните, выдохните  и скомандуйте: «Работать!»

Упражнения на напряжение и расслабление  всех групп мышц, по очереди или одновременно, снимают мышечные зажимы и нервное напряжение.

Техники стимулирования работоспособности

  

Упражнение «Энергизатор»   

Выполняется сидя за столом. Нужно положить кисти и предплечья на стол. Вдох – подъем головы до максимума. Выдох – голова опускается на грудь. Упражнение выполняется медленно. Основной акцент делается на наклон головы, выпрямление происходит скорее по инерции. Упражнение выполняется 12 – 18 раз.

Упражнение №1. Потереть круговыми движениями межбровную область лица, растереть уши.

Упражнение №2. Растирать продольными движениями от переносицы до висков надбровную область лица. Упражнение выполняется двумя руками.

Упражнение №3. Несколько раз резко нажать указательным пальцем на область под носом у корней верхних зубов.

Упражнение №4. Помять в ладони мягкую игрушку, брелок.

Упражнение №5. Круговыми поступательными движениями растереть каждый палец от ладони до его кончика.

Упражнение №6. Активно растереть ладони.

Упражнение №7. Продольными движениями всей ладони растереть плечо. Упражнение выполняется сначала одной, а потом другой рукой.

Упражнение №8. Поперекатываться с одной ягодицы на другую и обратно.

Упражнение №9. Пошевелить пальцами ног. Ступнями сделать несколько «перекатов» по направлению от пятки к носку и обратно, а также от внешней части к внутренней.

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ

Упражнение 1.
Глубоко дышите. Вдыхайте воздух через нос, а выдыхайте через рот. Во время медленного выдоха закройте глаза и почувствуйте, что ваш организм начал расслабляться. Продолжайте дышать, делая небольшую паузу между каждым вдохом и выдохом. Обращайте внимание на то, как вы дышите. При каждом выдохе попробуйте представить себе слово “спокойствие”. Продолжайте упражнение несколько минут, не открывая глаз.

Упражнение 2.
В этом упражнении вы можете почувствовать физическую разницу между напряжением и расслаблением. Закройте глаза. Сконцентрируйте внимание на руках. Сжав левую ладонь в кулак, максимально согните руку в локте, чтобы кулак касался Вашего левого плеча. Почувствуйте в руке напряжение и не меняйте положение в течение нескольких секунд. Затем расслабьтесь и верните руку в исходное положение. Обратите внимание на разницу между напряжением и расслаблением. Напрягите и расслабьте ноги, спину, живот.
Теперь сконцентрируйте внимание на голове. Сморщите кожу в области глаз, лба, носа и рта и выдержите так несколько секунд. Затем расслабьтесь. Вновь повторите упражнение, но на этот раз расслабьте только половину лица. Сохраните это положение еще на несколько секунд, а потом полностью расслабьтесь. Теперь напрягите все мышцы: начните со ступней, затем сожмите мышцы голени, бедер, таза, живота, плеч, рук и головы. При этом все мышцы Вашего тела будут напряжены. Сделайте глубокий вдох и не меняйте положения. Затем расслабьте все мышцы в обратном направлении, вы почувствуете, как напряжение медленно покидает вас.

Упражнение 3.
Лягте на кушетку или кровать. Закройте глаза и медленно концентрируйте свое внимание на каждой части тела по очереди: начните со ступней и постепенно двигайтесь вверх, к голове. Представьте себе, как каждая часть вашего тела тяжелеет, теплеет и расслабляется. После этого попробуйте “очистить” голову от мыслей. Если у вас появляется какая-то неприятная мысль, отметьте и выбросите ее. Вы чувствуете тепло и тяжесть во всем теле. Сосредоточьтесь на дыхании, ощущая каждый вдох и выдох.

Упражнение 4.

Закройте глаза и представьте себе место, которое вы больше всего любите, самое красивое или спокойное место на земле. Это может быть пляж, лес или закат солнца, любимый уголок в вашем доме. Это может быть место, в котором вы побывали, которое представляете в своем воображении или видели на картинке. Осмотритесь. Что вы видите вокруг себя? Что слышите? Какие запахи чувствуете? Изучите место, в котором вы оказались, посмотрите на небо и облака, почувствуйте, как ваше лицо обдувает приятный ветерок. Останьтесь там ненадолго. Затем сделайте глубокий вдох и выдох. Наслаждайтесь впечатлениями.
Медленно откройте глаза и в тишине вспоминайте испытанные ощущения. Прислушивайтесь к своим мыслям, наслаждаясь тишиной и спокойствием.

Упражнение 5.

В этом упражнении вы научитесь “выдыхать” напряжение. Сконцентрируйте внимание на ногах и на всех связанных с ними ощущениях: прикосновение одежды к коже, ощущения от обуви, давление пола на определенные участки ступни и многое другое… Сделайте глубокий вдох, как бы вдохнув в легкие все эти ощущения, а затем выдохните их. Теперь выполните это упражнение для живота, грудной клетки, рук, шеи, глаз, рта и лба. В каждом случае сосредоточьтесь на своих ощущениях: вдыхайте их в легкие, а затем выдыхайте. Закончив упражнение, проверьте, осталось ли у вас в организме какое-то напряжение. Вдохните его, а затем выдохните.

Упражнение 6.

Глубокое расслабление путем равномерного дыхания, при котором каждый вдох и выдох одинаково продолжительны. Закройте глаза и сделайте вдох, считая до 4. Затем сделайте выдох, также считая до 4. Повторяйте это упражнение несколько минут. Постепенно вы заметите, что выдох стал в два раза дольше, чем вдох. Это очень хорошо, поскольку говорит о том, что ваш организм достиг еще более глубокого уровня расслабления. Обратите внимание, что вы вдыхаете прохладный воздух, а выдыхаете теплый. Сосредоточьтесь на этом ощущении и продолжайте упражнение.

Упражнение 7.

Тепло и расслабление тесно связаны между собой. Поэтому чувство теплоты является еще одним способом расслабиться. Лягте на кушетку или кровать и представьте себе, что вы лежите на мягком удобном покрывале. Представьте, что ваши ноги укрыты тяжелым теплым одеялом. Затем представьте себе, как это одеяло медленно разворачивается – теперь оно укрывает бедра, живот, грудную клетку… Постепенно почувствуйте тепло во всем теле – это поможет вам расслабиться еще больше.

Упражнение 8.

Представьте себе, что спокойствие – это плотная прозрачная искристая жидкость. Почувствуйте, как она льется, наполняя вашу голову, шею, спину, руки, ноги чувством умиротворенности и спокойствия. Оставайтесь в этом положении несколько минут.

Тест на определение ведущей репрезентативной системы

(по материалам Е. Федосеевой, тренера “Центра НЛП в Образовании)

Выберите из предложенных ниже словосочетаний одно, которое, по Вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. Если несколько из словосочетаний кажутся Вам одинаково подходящими, или наоборот, ни одно не подходит абсолютно точно, выберите то одно словосочетание, которое, по вашему мнению, может быть наиболее близким.

«Скорость»

а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов  (+)
б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов (*)
в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо (@)

«Плохая погода»

а) завывание ветра, стук капель  (*)

б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух  (@)
в) тусклое небо, серые тучи (+)

«Мед»

а) сладкий запах, липкие губы, тягучий (@)
б) золотистая, прозрачная жидкость (+)
в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчел (*)

«Море»

а) сине-зеленая вода, большие волны с белыми гребешками (+)
б) теплая соленая вода, горячий песок (@)
в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек (*)

«Усталость»

а) тело ломит, голова тяжелая, вялость (@)
б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами (+)
в) громкие звуки раздражают, хочется тишины (*)

«Яблоко»

а) звонкий хруст укуса (*)
б) круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве (+)
в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья (@)

«Снег»

а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало (+)
б) холодный мягкий, пушистый (@)
в) скрипит под ногами, потрескивание наста (*)

«Вечер»

а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинные тени (+)
б) приглушенные звуки, голоса близких, шкварчащий на сковороде ужин (*)
в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая (@)

«У костра»

а) тепло, дым щиплет глаза, согревает (@)
б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым (+)
в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке (*)

«Дерево»

а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток (*)
б) высокий прямой коричневый ствол, зеленая крона, лучи солнца проглядывают сквозь листву (+)
в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести (@)

«Библиотека»

а)  шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев (*)
б) книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг (@)
в) глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг; высокие стеллажи (+)

«Город»

а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов (@)
б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины (+)
в) шум машин, гул голосов, вой сирены, хлопанье дверей (*)

«Утро»

а) светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта розовое солнце (+)
б) щебетание птиц, тишина, тихое шуршание листьев (*)
в) прохладный воздух, влажная трава, теплые лучи солнца, дышится полной грудью (@)

«Ремонт»

а) запах пыли, краски, лака; влажные свежепоклеенные обои (@)
б) чистые обои, белый потолок, беспорядок (+)
в) стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах (*)

«Церковь»

а) огоньки свечей, золото алтаря, тусклые краски старинных икон, полумрак (+)
б) монотонный голос богослужителя, хоровое пение, потрескивание свечей (*)
в) сладкий запах ладана, запах горящего воска, ощущение умиротворения (@)

Обработка результатов:

Подсчитайте количество ответов (+), (*) и (@).

Ключ к тесту

Если преобладают ответы (+), то вашей ведущей сенсорной репрезентативной системой является визуальная.

Если преобладают ответы (*), то аудиальная.

Если преобладают ответы (@), то кинестетическая.

Как готовиться к экзамену визуалу?

Прежде чем приступать к повторению пройденного материала, составь план, в котором отметь конкретные темы, рекомендованные к повторению и сроки, отводимые на их повторение. Систематизируй имеющуюся учебную литературу и пособия. Выбери учебник, по которому будешь готовиться: материал в нем должен излагаться по возможности кратко и доступно. По той же причине рекомендуется пользоваться лекциями и конспектами (конечно же, если они велись), всевозможными схемами, таблицами, компьютерными презентациями. Визуалам рекомендуется писать шпаргалки. Не для того, чтобы воспользоваться ими на экзамене: для них это лучший способ запомнить правило или формулу. Да и сам процесс составления «шпоры» успокаивает и вселяет уверенность в собственных силах. Если предстоит сдавать устный экзамен, полезно немного прорепетировать – представить, что уже пришел на него и находишься в аудитории. Остается составить на листке план ответа, набросать основные тезисы. Так информация запоминается гораздо легче!

Как готовиться к экзамену аудиалу?

Для людей с таким типом восприятия незаменимы всевозможные аудиопособия. Они удобны еще и тем, что повторение материала можно совмещать с выполнением домашних дел или прослушивать записи по дороге в школу. Такие методы хороши, если предстоит подготовка к устному экзамену. Но как быть, если впереди ожидает ЕГЭ по математике? Конечно, без решения задач и примеров тут уже не обойтись. Но вот основные правила и формулы учить следует, проговаривая их несколько раз вслух. Замечательно, если есть возможность готовиться к экзамену вместе с кем-то, чтобы рассказывать друг другу изученный материал.

Как готовиться к экзамену кинестетику?

Угадать кинестетика во время предэкзаменационной зубрежки легко: он нервно крутит в руках ручку, одновременно проговаривая материал, девушка – накручивает на пальцы прядь волос. Некоторые идут еще дальше – во время заучивания билета, «нарезают» круги по комнате. Не следует делать поспешных выводов и считать, что человек жутко нервничает или медленно сходит с ума: кинестетики ориентированы на собственные ощущения, интуитивно они находят лучший способ для восприятия и запоминания значимой информации. Кинестетикам, как и аудиалам, полезно писать шпаргалки (причем, той ручкой, которой планируется работать на экзамене), репетировать экзаменационное «выступление» – в той одежде, в которой предстоит предстать перед преподавателем.

Дорогие друзья!

Все люди изучают одни и те же предметы, но делают это по-разному. Кому-то легче запоминать на слух, кому-то необходимо прочитать материал. Кто-то легко находит общее в разных предметах, а кто-то углубляется в один. Мы предлагаем вам ответить на вопросы, которые помогут лучше понять ваш учебный стиль.

Вам предлагаются пары противоположных утверждений. Ваша задача – оценить, насколько они для вас справедливы. Если абсолютно походит  утверждение слева, обведите цифру 1 . Если абсолютно подходит  утверждение справа – цифру 10. Если оба утверждения вам в какой-то степени подходят, но одно немного больше, выберите соответствующую цифру и обведите ее.

Мне очень помогает опора на личный опыт

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мне помогает опора на теоретические знания

Я предпочитаю догадываться сам, без объяснения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я хочу, чтобы мне объясняли главную информацию

Мне легче найти сходства между двумя вещами

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мне легче найти различия между двумя вещами

Для меня важно понять основную мысль

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Для понимания смысла мне важно знать детали

Я могу догадаться о значении незнакомого иностранного слова по смыслу

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я лучше проверю значение слова в словаре

Я лучше понимаю, когда мне объясняют материал в общем

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я лучше понимаю, когда материал разбивают на части

Мне помогают образы и сравнения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мне лучше объяснять конкретно, напрямую

Составление плана мне только мешает, я все вижу в целом

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Составление плана очень помогает в работе

Мне легче работать, опираясь на примеры

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мне легче работать, опираясь на правила

Я лучше понимаю примеры и иллюстрации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я лучше понимаю схемы и таблицы

Левый полюс анкеты соответствует синтетическому стилю, правый аналитическому.

Варианты обработки анкеты:

Подсчет среднего балла. Чем ниже балл, тем более выражен синтетический стиль, чем выше – аналитический.

Подсчет количества ответов, больших или меньших, чем 5. Большее количество ответов, меньше 5, соответствует синтетическому стилю, большее 5 – аналитическому.

 

Когнитивный стиль – это особенности познавательной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения и переработки информации.

Выделяют два основных когнитивных стиля – синтетический и аналитический.

Синтетики.

Объединяют, синтезируют имеющиеся у них знания о предмете. Созидают из частей целое, с легкостью находят связи и объединяют. Детали не имеют для них значения.

Что помогает учиться?

Опора на контекст и личный опыт, возможность самим создавать, придумывать схемы, опираясь на известные детали.

Выделение главной мысли, составление кроссвордов, работа посредством моделей, мозговой штурм.

Развивать аналитические навыки, ориентироваться на выделение в каждой теме основных блоков, наполнять их конкретным содержанием. В текстах учить выделять главное, основное. На экзамене следует ознакомиться с материалом в целом, сориентироваться, определить порядок выполнения заданий.

Аналитики.

Расчленяют и исследуют предмет познания по компонентам. Разбирают целое на части и стремятся найти различия. Детали имеют большое значение. Успешно применяют правила.

Что помогает учиться?

Виды деятельности, которые позволяют им углубиться в детали, проанализировать информацию, сделать выводы, работа по правилам.

Тесты множественного выбора, анализ (слова, темы, и т.п.), запоминание деталей выделение ошибок.

 

Чтобы лучше усваивать материал, следует использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Кроме того необходимы  упражнения для снятия эмоционального напряжения.

ГИА-2018

Телефоны Рособрнадзора:

  • телефон для справок: +7 (495) 984 89 19

  • телефон доверия ЕГЭ:  +7 (495) 104 68 38

Телефон «горячей линии» ГКУ «Центр оценки и мониторинга качества образования республики Крым»: (3652)600-971

Телефон доверия в Республики Крым (управление по надзору) (3652)273-118

РАСПИСАНИЕ ГИА В 2018 ГОДУ

Итоговое сочинение 2024-2025

Итоговое сочинение (изложение)

2023-2024 учебный год

Государственная итоговая аттестация учащихся 11-х классов

2022-2023 учебный год

Расписание ГИА-11

УИС

2022-2023 учебный год

Государственная итоговая аттестация учащихся 9-х классов

2022-2023 учебный год

Расписание ГИА-9

Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов